Меню
16+

Общественно-политическая газета «Балейская новь»

06.04.2021 08:51 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 06.04.2021 г.

КУЗНИЦА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Автор: Вера ГАГАРКИНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ БАЗОВОЙ ШКОЛЫ №9, 1984 ГОД

В нынешнем году Балейское педагогическое училище – кузница педагогических кадров, отмечает очередной юбилей. Его рождение приходится на суровые годы Великой Отечественной войны. Славный творческий путь, длиною в 80 лет, прошёл коллектив, где с момента открытия училища трудится уже шестое поколение преподавателей.

Вместе с коллективом училища писали историю педагогического образования нашего края и педагоги начальной школы №9, которая была его структурным подразделением. Это была не просто «начальная», а «базовая» школа, так как здесь, в её стенах, теория закреплялась на практике. Именно на этой базе ковались педагогические кадры для школ нашего города, района, края.

Будучи студентами, мы наблюдали в «базовке» работу учителей и учащихся, проводили внеклассные мероприятия, давали пробные уроки. Учителя так мастерски работали с детьми, что дух созидательности и увлечённости передавался и нам, студентам! Здесь трудились профессионалы своего дела, отличительными чертами которых были высокое мастерство и работоспособность, ответственность, эрудиция, любовь к детям, творческий подход к обучению и воспитанию.

С 1982 по 1986 год я была частицей этого славного коллектива, где прошло моё становление как учителя. Мне посчастливилось работать рядом с ветеранами педагогического труда, мастерами своего дела, выпускниками Балейского педучилища разных лет: Кожемячкиной В. А., Куликовой Н. С., Козулиной М. П., Лалетиной Н. И., А. И. Барановой. Это было так давно, а кажется – недавно! Помню, как с Валентиной Антоновной мы по крупицам восстанавливали историю базовой школы и её первых учителей.

Базовая школа была организована в конце сороковых годов и располагалась в деревянном одноэтажном доме по улице Комбинатской. Смею предположить, что именно на этом месте позднее появилось общежитие для учителей, пребывающих на работу в училище из разных регионов страны.

Мищенко Александр Фёдорович, бывший директор педучилища, вспоминал: «Базовая школа состояла из двух классов. И были эти классы очень бедненькие». Дети учились в две смены.

Одним из первых директоров начальной базовой школы был Волгин Павел Андреевич, учительская деятельность которого началась ещё до войны. В грозное военное лихолетье он ушёл добровольцем на фронт. За ратные подвиги был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-ой степени, медалями. Пройдя огненными дорогами Великой Отечественной, вернулся к мирному учительскому труду, возглавил коллектив базовой школы, где в те годы работали А. И. Маслова, Н. Ф. Ушакова, Т. К. Коробейникова.

В 1956 году школа переведена в двухэтажное здание по улице Ленина. Здесь она разместилась на первом этаже, второй этаж занимала вечерняя школа рабочей молодёжи. Начальная базовая школа имела уже 8 классов-комплектов, занятия шли в две смены. Через два года школа стала занимать всё здание, и превратилась в настоящую кузницу педагогических кадров. И в этом немалая заслуга Павла Андреевича. Коллектив школы был для студентов образцом владения методикой обучения в начальных классах. Учителя и преподаватели были единым коллективом, который работал над профессиональным становлением студентов. Они проводили показательные уроки, учили студентов составлению поурочных планов, отбору дидактического материала, изготовлению наглядных пособий, логике построения уроков, моделированию занятий.

Многие годы в базовой школе трудились учителя, которые стояли у истоков педагогического образования Забайкалья. Это Островская Екатерина Михайловна и Торохова Агния Яковлевна, педагогическая деятельность которых началась в 1925 и в 1927 годах. Много лет отдали любимому делу по обучению, воспитанию и развитию младших школьников Симонова Надежда Георгиевна, Сызганцева Вера Васильевна, Волкова Надежда Никитична, Баранова Мария Никифоровна, Куликова Нелли Семёновна. Начало их педагогического пути приходится на военные и послевоенные годы. Они трудились в школе №9 до конца семидесятых, и были для нас примером во всём: знании преподаваемых предметов, умении организовать учебный труд и воздействовать на школьников, оценивать их знания, развивать познавательные и творческие способности, в умении быть тактичными в обращении с учениками и студентами. На всю жизнь во мне сохранились тёплые воспоминания о них, моих коллегах и наставниках.

Передо мной лежит тетрадный листок в линию, пожелтевший от времени, на нём разборчивым почерком написано: «Характеристика Куликовой Нелли Семёновны, 1928 года рождения. За время пребывания в Балейском педагогическом училище принимала активное участие в общественной работе. Была редактором стенгазеты и агитатором по выборам в Верховный Совет РСФСР. Особую склонность проявила к истории. Педагогическую практику провела на 5 (пять), прилежание 5 (пять), поведение 5 (пять). Рекомендуется для самостоятельной работы в отдельной начальной школе и может быть использована для работы в 5-7 классах по истории». Характеристика датирована 1947 годом, подписана директором училища Кривокорытовым П. Т., завучем Мищенко А. Ф., классным руководителем Кутузовой М. Г., заверена синей печатью.

Это была путёвка в жизнь, с неё началась педагогическая деятельность Нелли Семёновны Куликовой в средней школе №3, в начальной школе №15, а с 1954 года – в базовой школе, которой она отдала 30 лет своей жизни. Нелли Семёновна работала без второгодников. Она всегда была рядом с теми, кто у неё учился. Её упорный, кропотливый труд отмечен грамотами, благодарностями, юбилейной медалью «За доб-лестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Ей присвоены почётные звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Старший учитель», «Отличник просвещения СССР». Имя Куликовой Н. С. занесено в областную «Книгу славных дел пятилетки», она награждена медалью «Ветеран труда».

Педагогический путь Козулиной Марии Петровны начался в 1950 году. Она трудилась в школах №11, №12 в качестве учителя математики и черчения, учителя начальных классов. В 1976 году Мария Петровна переведена в базовую школу №9. Её классы отличались хорошими знаниями, сплочённостью, активностью, были приветливыми и доброжелательными. За хорошо организованную работу по обучению и воспитанию пионеров и школьников награждалась почётными грамотами Балейского горкома КПСС, исполкома городского Совета депутатов, Читинским областным отделом народного образования и обкомом профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений. За долголетний добросовестный труд награждалась знаками «Победитель соцсоревнования» в 1975 и 1982 годах. Учитель по призванию Козулина М. П. навсегда останется в памяти коллег, учеников и студентов.

Кожемячкина Валентина Антоновна с 1957 года работала учителем начальных классов в средней школе №3, в 1975 году переведена в базовую школу. Приняв эстафету от Волковой Н. Н., с 1976 по 1993 год Валентина Антоновна возглавляла коллектив этой школы. Добрые традиции, накопленные предыдущим поколением маститых учителей, были сохранены и приумножены: 100% – успеваемость, 70% учащихся обучались на 4 и 5, выпускники продолжали обучение в средней школе №5. За творческие успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, за активное участие в проведении методической работы по новым программам, за распространение передового педагогического опыта Валентина Антоновна была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 г.», значком «За творческий педагогический труд» в 1977 году.

Трудовой путь Лалетиной Нины Ивановны, также как и Валентины Антоновны, начался с 1957 г. в качестве учителя начальных классов школы №3, где она проработала много лет. В конце 70-х Нина Ивановна переведена в базовую школу. Классы у неё были многочисленными и шумными. Нужно было иметь огромное терпение, чтобы усадить их, но Нине Ивановне удавалось не только усадить, но и обучать их на высоком научно-методическом и практическом уровне. Нина Ивановна много времени уделяла самообразованию, индивидуальной работе с детьми, грамотно готовила студентов к практике пробных уроков. Она любила своих учеников, они платили ей тем же. За добросовестный многолетний труд Нина Ивановна неоднократно поощрялась благодарностями, грамотами, ценными подарками. Память об этом педагоге навсегда сохранится в сердцах выпускников и их родителей.

Баранова Анна Ивановна с 1957 по 1962 гг. работала в школах №11, №1 в качестве пионерской вожатой, а с 1962 года – учителем начальных классов школы №1, где она проработала вплоть до ликвидации школы. Первого сентября 1978 года переведена в среднюю школу №2, а в следующем году – в начальную базовую. За достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, за хорошо организованную работу по воспитанию октябрят и пионеров, активное участие во Всесоюзном марше «Всегда готов!» награждалась почётными грамотами Балейского городского отдела народного образования и горкома профсоюза работников просвещения. За долголетний и добросовестный труд награждена юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

Начальная базовая школа №9 вместе с училищем была настоящей кузницей педагогических кадров и прошла долгий исторический путь. Учителя базовой школы вели детей по ступенькам знаний, воспитывали школьников своим примером, знаниями, отношением к людям. Они были активными участниками общественной жизни, щедро делились богатым педагогическим опытом с учительством города и района. Нас сменило новое поколение учителей, представителями которых стали Баранова Л. Г., Букина Л. В., Малькина С. В., Старчак Е. Л., Сажина Е. Э., Журавлёва С. С., Моторина Л. Ю. и другие. Самые молодые из этой плеяды проработали в «базовке» до её закрытия, т. е. до 2007 года. Все поколения педагогов этой уникальной школы, имея огромный запас знаний и опыта работы с детьми, внесли существенный вклад в профессиональную подготовку будущих учителей. Высока была мера ответственности педагогического коллектива не только за свою работу, но и за участников образовательного процесса. Жертвуя порой своими интересами, они отдавали все силы своим ученикам и студентам, причём их работа выполнялась без репетиций, без черновых вариантов, сразу набело. Каждый из них не только обучал, воспитывал, но и формировал личности младших школьников и будущих учителей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

98