Меню
16+

Общественно-политическая газета «Балейская новь»

27.10.2020 08:28 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 89 от 27.10.2020 г.

БОЛЕЕ ПОЛВЕКА - ЗА РУЛЁМ

Автор: Андрей ЗРАЖЕВСКИЙ

А. К. МИТИН

Накануне профессионального праздника, известного в народе, как День автомобилиста, редакция обратилась к сему дню написать за ветеранов шоферских дел материал.

Долгих размышлений не было. По соседству проживает экс-главный водитель города, многолетний директор АТП Митин Анатолий Капитонович, с которым давно знакомы.

Позвонил, договорились о встрече и формате беседы. К встрече собеседник подготовил шестилетней давности «Балейку» с его обширным интервью, с объёмным историческим экскурсом по Балейскому АТП.

Анатолий Капитонович начал беседу первым, заметив, что данный профессиональный праздник пришёл из советского времени и изначально был чисто ведомственным, как День металлурга или железнодорожника, сегодня – это уже общенародная дата.

В АТП проработал 46 лет, прошёл все ступени от шофёра до директора, можно долго и многое вспоминать, чтобы было понятно и интересно молодёжи и ветеранам, коснёмся основных моментов.

- Анатолий Капитонович, в советское время Каменку в народе именовали, как рабоче-крестьянская республика, где тесно переплетались аграрии и пролетарии, и считалась столицей автомобилистов в масштабах района. Как это всё выглядело на самом деле?

- Действительно, это так было, здесь базировались основные сельхозпредприятия: сельхозтехника и сельхозхимия, всего на территории было 8 предприятий и самое крупное, конечно, – это АТП – автотранспортное предприятие.

Свою историю АТП вело из довоенной эпохи, названия менялись: ЛЗК (лесозаготовительная контора), АТК (автотранспортная контора), АТХ (автотранспортное хозяйство). Задача была всегда одна – обеспечение грузоперевозок, основным заказчиком был ГОК «Балейзолото». На вершине своей деятельности АТП в составе 5 автоколонн имело договор по грузоперевозкам с 46 предприятиями в районе, имелось 450 единиц техники и 960 человек работающих, 43 автобуса, 5 такси типа автомобиля «Волга», обслуживали автобусы 12 городских и 12 пригородных, 5 междугородных маршрутов. Ежедневно выходило 25-27 автобусов в рейс.

В наличии имелись необходимые технические службы и квалифицированный техперсонал. О кадровом составе всегда заботились. Работал филиал автошколы от Читинского учебного комбината. Ежегодно проводились курсы повышения квалификации, по части ТБ сотрудничали с ГАИ – это предтеча современной ГИБДД.

За эти годы сложились целые рабочие династии, например, Черкашиных, братьев Анищук и другие.

Не хлебом единым жил коллектив автотранспортников: художественная самодеятельность успешно смотрелась на областных конкурсах, имели приличный ВИА под началом Сергея Котова. Успешно выступали и не только на городском уровне футбольная и хоккейная команды. При АТП работал стоматологический кабинет и пункт здоровья женщин.

На территории микрорайона, что назвали столицей автотранспортников, была начальная школа, детский сад, ясли, ФАП, два магазина, клуб с библиотекой. Так было.

- Анатолий Капитонович, Вы приняли под своё начало АТП во время апогея перестройки в 1989 году и прошли с коллективом самые сложные годы эпохи смены экономической и социальной формации в стране. Как это происходило, и был ли шанс у предприятия сохранить свой потенциал или просто выжить?

- После указа 1993 года об обязательной приватизации было создано АООТ «Балейавтотранс», затем стали ОАО и в конце 2002 года учредили ООО «Балейское АТП».

По большому счёту, во многом наше предприятие зависело от работы ГОКа «Балейзолото», и оно прошло путь приватизации и быстрого развала. При таком независящем от нас раскладе весь свой потенциал сохранить было невозможно. Экономические реформы 90-х годов привели к тому, что все предприятия, которые обслуживались АТП, оказались банкротами. Резко упал спрос на грузовые и пассажирские перевозки. Транспорт стал не востребован. Проводимая налоговая политика была непродуманной, возможно, наоборот, очень продуманной. С целью окончательного завала постсоветской экономики плюс недоступность банковских кредитов, невозможность взыскать дебиторскую задолженность с обанкротившихся предприятий заставило нас сокращать штат и подвижной состав. В итоге достигли точки банкротства. Избежать его было не реально, такой процесс шёл повсеместно и был предсказуемым.

Администрация предприятия совместно с муниципальной властью приложили все усилия, дабы сохранить маршруты пассажироперевозок. Увы, у рыночной экономики свои законы, совсем не социально ориентированные.

- Анатолий Капитонович, в завершение, Вы всю трудовую жизнь отдали автотранспортной сфере, имеете звание «Почётный автотранспортник РФ», всегда активно участвовали в общественной жизни, были депутатом двух созывов городской Думы, да и сегодня участвуете в работе районного совета ветеранов труда, имеете представление, как устроена наша властная система. Как Вы сегодня оцениваете ситуацию в данной сфере на нашей территории?

- Как заметили, знаком с логикой и устройством нашей госсистемы, посему иллюзий на то, что всё скоро будет хорошо, не строю. Однако заметим в последнюю пятилетку в городе происходят видимые положительные процессы в плане городского благоустройства.

Чтобы не записали меня в пенсионера-ворчуна, коснусь всего пары моментов. Более полвека – за рулём, могу профессионально оценить качество автодороги, и оно явно не отвечает требованиям. Оставляет желать лучшего и качество асфальта. Пару лет назад внимательно с балкона наблюдал, как укладывают асфальтное покрытие по улице Октябрьская. Непонятная технология, такой асфальт долго не простоит. Огрехи наблюдаем уже сегодня.

Обращаются ко мне ветераны за разъяснениями по части работы автобусов на городских маршрутах. Сегодня пассажироперевозками занимается МТО районного комитета образования. Конечно, это не от хорошей нашей жизни. При организации данной службы встречался с руководителями, какие мог дал пояснения. Для МТО – это совершенно новое дело. Нет у нас в городе специалистов по транспортным перевозкам с соответствующим профессиональным опытом, посему и возникают многие вопросы, в том числе нужен диспетчер, к которому по телефону могут обратиться граждане с простыми вопросами, когда и во сколько будет такой-то рейс и т. д. Нюансов очень много.

Некорректно, конечно, сравнивать былую эпоху АТП и только начинающую работать службу. АТП – это, образно говоря, было многоэтажное здание с добротной крышей и инженерными сетями, стоящее на крепком фундаменте. Сегодняшние пассажироперевозчики только выкопали котлован и начали работу по укладке фундамента. И не факт, что через год эту функцию будет выполнять другая контора.

Хочу пожелать, как можно успешнее этот процесс продвигать, а пассажирам – беспроблемных поездок. Поздравляю всех профессиональных водителей, работников автотранспортной сферы, ветеранов нашего дела с Днём автомобилиста. Всем удачи!

В завершение беседы от лица читателей и редакции газеты поздравил с наилучшими пожеланиями и с праздником Анатолия Капитоновича, поблагодарил за интересную беседу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

44