Меню
16+

Общественно-политическая газета «Балейская новь»

13.10.2020 08:40 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 85 от 13.10.2020 г.

СРАЖАЛИСЬ ЗА МИР И ТРУДИЛИСЬ ВО ИМЯ МИРА

Автор: Вера ГАГАРКИНА

ПЕДКОЛЛЕКТИВ НОВОТРОИЦКОЙ ШКОЛЫ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Война ворвалась в людские судьбы словно буря, и не в силах было в одно мгновение остановить или повернуть её вспять. Учитель и война… Как далеки друг от друга эти понятия. Учитель – символ жизни, её преемственности и непрерывности, вечного движения вперёд. Война – символ разрушения материальных и духовных ценностей, уничтожение жизни. Учитель и война оказались лицом к лицу. Многим учителям, особенно мужчинам, пришлось покинуть школьные классы, сменить указку на автомат. В нашем музее сохранились немногочисленные воспоминания о ратных и трудовых подвигах учителей, посвятивших жизнь свою школе, детям. Речь пойдёт об учителях военных лет, которые сражались за мир и трудились во имя мира. В повествовании – судьбы учителей и история образования военных лет – это часть педагогической летописи Балея и Балейского района.

С 1931 года началась учительская биография Александра Антоновича Найгебауэр – уроженца села Каменка. После окончания годичных курсов учителей в г. Нерчинске он был назначен учителем начальных классов и заведующим школой в посёлке Ново-Георгиевск (Тасеево). Вскоре переведён заведующим школой в родное село Каменка, где учительствовал до ареста отца (1938 г.), после чего семья вынуждена была уехать на Алтай. В 1941-ом Александр Антонович был мобилизован в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Храбро сражался он на фронтах Великой Отечественной войны. Демобилизовался в 1946 году и возвратился в Балей, работал заведующим школой №7 в Тасеево, позднее – директором семилетней школы №11. «В первые послевоенные годы, – вспоминал Александр Антонович, – работать в школе было непросто: не хватало учителей. Я был, как и все мои товарищи, простым учителем и горжусь этим. Мы были продолжателями святого дела своих предков. Они боролись за светлую жизнь и добыли её нам своей борьбой, а мы осветили её своей педагогической деятельностью».

Темников Михаил Семёнович пришёл в образование после окончания гражданской войны в Забайкалье и на Дальнем Востоке. В 1930-40 гг. окончил заочно Сретенское педучилище и учительский институт. Его мирная благородная деятельность была прервана Великой Отечественной войной. И вновь он встаёт на защиту страны Советов. После войны Михаил Семёнович продолжил работу на педагогическом поприще, и жизнь свою посвятил детям. Священным долгом для него стало сохранение памяти о гражданской войне. Во время походов со следопытами он рассказывал о героическом прошлом наших земляков, знакомил юное поколение с бывшими бойцами Красной гвардии. Страстный краевед, истинный патриот земли балейской занимался сбором предметов крестьянского труда и быта. Из походов со школьниками он привозил записанные воспоминания участников гражданской войны о тяжёлой жизни в царское время, о борьбе с белогвардейцами и интервентами; фотографии, предметы труда и быта конца XIX-начала ХХ века, которые стали первыми экспонатами нашего музея. Темников Михаил Семёнович – участник гражданской и Великой Отечественной войн, педагог с большим стажем и огромнейшим жизненным опытом, ему было о чём рассказывать молодёжи. Персональный пенсионер Советского Союза был инициатором создания Балейского городского краеведческого музея.

Ушаков Павел Проклович в 1933 году поступил на работу в начальную школу №4, которая располагалась по ул. Трактовая (ныне ул. Золотая Сотня). «С развитием комбината «Балейзолото» в Балей приезжало много людей. Количество учащихся в 1934 году достигло 1200, только первых классов было 14. В этом году школа преобразуется в семилетнюю. Помещений не хватало, много домов было приспособлено под классные комнаты. В 1938 году построили двухэтажное здание. Строили всем селом, методом народной стройки, бесплатно и добровольно. Началась война, но учителей не брали на фронт. В феврале 1942 года ушёл добровольцем вместе с директором Кондриковым Борисом Васильевичем. Возглавили коллектив школы №4 Иванов Филипп Михайлович – директор, завуч – Ходырева Августа Павловна. После тяжёлого ранения в 1944 году Ушаков П. П. был уволен из армии. Вернулся в Новотроицк и приступил к работе в школе в качест-ве военрука – готовил к фронту детей. Победу встретил в должности директора школы №3. В конце 1945 года назначен заведующим ГорОНо. Трудное было время: сами ремонтировали школы, готовили дрова, содержали пришкольные участки, выращивали овощи для организации питания школьников. Не было сил выкопать всё осенью, а весной, если не хватало картофеля, выкапывали его из-под снега. В нашей школе работали учителя: Банщикова Пелагея Павловна, Ходырева Августа Павловна, Урванцева Клавдия Николаевна, Баранова Агния Илларионовна, Димова Ольга Ивановна, Антоновская Анна Ивановна, Зернаева Евдокия Яковлевна, Филиппова Полина Николаевна. В военное и послевоенное время люди работали добросовестно – утром вели уроки, а с обеда шли работать в колхоз. В 1949 году началось строительство школы на горе (Молодуха), в октябре 1952 г. состоялось открытие новой школы №4. Она величественно возвышалась над всем посёлком, а наша школа по ул. Золотой Сотни стала школой №10». Ушаков Павел Проклович водил ребят в походы по красивейшим местам нашего края, обучал их основам техники туризма, прививал навыки преодоления жизненных трудностей.

В грозные военные годы в школах города работали Князева Александра Михайловна, Высоцкая Тамара Юлиановна, Кутузовы Анна Ивановна и Георгий Иванович, Торохова Агния Яковлевна, Белокрылова Анна Ивановна, Сизых Агриппина Сергеевна, Баранникова Надежда Константиновна, Ушакова Анна Ивановна, всех не перечесть. На женские плечи легли все жизненные тяготы.

Антонова Анна Васильевна, учитель школы №5, вспоминала: «Мы помогали фронту, чем могли. Голодали, но сушили тридцатиграммовые булочки и посылали их в блокадный Ленинград, оттуда получали благодарственные письма. Летом работали на заготовке дров для школы. Было трудно: пилы тупились, наточить не умели. Надо было спилить, очистить дерево, бревна распилить по два метра и сложить штабелями. Я работала в паре с нашей учительницей Ушаковой Неонилой Фёдоровной. У неё была семья из пяти человек, но она не падала духом, имела чувство юмора, хорошо пела. Работали до холодов. Однажды выпал снег, стало холодно, а у Неонилы Фёдоровны не было обуви. Она намотала на ноги тряпки, отработала в лесу весь день, уже ночью ползком добралась до дома…». Таковы реалии учительского труда в то суровое время.

Много горя хватила заведующая городским отделом народного образования Островская Екатерина Михайловна, недаром её в шутку называли «Екатерина Великомученица». Трудностей в эти годы было много, и всё-таки учителя их пре-одолевали, с задачами справлялись. Условия военного времени наложили серьёзный отпечаток на учебно-воспитательный процесс. Занятия в школе проходили при остром дефиците учебников и письменных принадлежностей. Из-за недостатка бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ученические ручки заменялись самодельными палочками с приделанными к ним стальными перьями. Чернила изготавливали из сажи и красной свёклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши, если они были, резали на части, чтобы обеспечить всех учеников. Занятия зачас-тую проводили при керосиновых лампах и свечах. Беря пример со своих учителей, школьники военной поры как могли, не жалея сил, приближали миг долгожданной Победы. Своим трудом вносили вклад в общее дело борьбы с немецкими агрессорами: собирали лекарственное сырьё, грибы, ягоды для фронта, металлолом и денежные средства для строительства военной техники. После учёбы учителя и учащиеся самоотверженно трудились на полях и огородах: помогали убирать хлеб, копали картофель, собирали овощи. Советская школа стала одним из источников духовного единения детей с их героическими родителями, кузницей подлинной гражданственности и патриотизма. Островской Екатерине Михайловне одной из первых в Балее в 1970 году былр присвоено звание «Почётный гражданин города Балея».

Окунцов Вадим Иннокентьевич (1911 -1943 гг.) – потомственный учитель, после окончания естественного факультета Владивостокского педагогического института работал в пограничном селе Сергеевка Благовещенского района. Вот несколько строк из воспоминаний его жены, Яблонской Александры Тиофиловны: «… он был большим любителем природы, умелым охотником. Ни раз ему приходилось пользоваться ружьём не столько для охоты, сколько принимать участие в охране границы». В 1937 году Окунцов возвращается в родное Забайкалье, в Балей – учителем биологии и химии в школу №1. Ввиду большой потребности в учительских кадрах, с ростом населения рудника Балей в 1938 году ОблОНО открывает учительские курсы, заведующим которых был назначен В. И. Окунцов. В этом же году открывается новая средняя школа №5, завучем этой школы становится Вадим Иннокентьевич. Подготовка на курсах дала положительные результаты, что позволило преобразовать их 5 января 1941 года в педагогическое училище. Окунцов В. И. назначен его директором. Сороковые годы в трудовой биографии педагогического коллектива училища были поистине героическими. Здесь работали Августа Борисовна Витковская, Е. С. Жильцова, Анна Фёдоровна Герасимова, Мария Георгиевна Кутузова, И. Л. Калиновский, К. М. Мищенко, Екатерина Ивановна Покровская, Р. Г. Слицан и другие талантливые педагоги. Но рождение училища было омрачено началом Великой Отечественной войны. В мае 1942-го Окунцов Вадим Иннокентьевич сдаёт дела и уходит на фронт. Лейтенант Окунцов В. И. геройски погиб в бою 18 августа 1943 года на Смоленщине.

Добровольцами ушли на фронт Тихоньких Николай Прокопьевич, Подойницын Алексей Николаевич, Придорогин Дмитрий Фёдорович, Мищенко Александр Федорович, Прозоровский Анатолий Алексеевич, Гриценко Алексей Матвеевич, Воложанин Михаил Никитович, Чупров Лаврентий Сергеевич, Волгин Павел Андреевич, Казанцева Екатерина Савельевна, Баранов Николай Иванович и многие-многие другие.

Во дворе школы №5 установлена мемориальная доска в память о великом педагоге-тренере Луговцеве Константине Фёдоровиче (1910-1973 гг.). В Балей учитель физкультуры прибыл в 1935 году. Из воспоминаний учеников школы №5: «Невысокий мужчина с большими тёмными выразительными глазами с утра до вечера пребывал в школе. Достаточно просторный спортзал не пустовал ни одного часа. С утра – уроки, с обеда – секции и просто занятия физкультурой для всех желающих. Летом выезжал в пионерский лагерь в Бочкарёво, вёл спортивные секции, много лет был его начальником. В годы войны он готовил новобранцев на учебном пункте Дацана, так как по зрению был не годен к строевой службе. После войны одновременно работал и в педучилище. С его именем связано наличие футбольной команды и хоккейного клуба «Водокачка». Ученики Константина Фёдоровича блистали на городском, областном и федеральном уровнях, становились разрядниками и мастерами спорта. Константин Фёдорович был всегда прост, доступен и демократичен. Но, как всякий большой талант, он обладал таинственным магнетизмом, привлекавшим к его личности детские сердца и души с первой встречи и навсегда».

Сменяются поколения, но имена учителей военной поры будут жить в памяти благодарных учеников и навсегда сохранятся в летописи педагогического образования нашего города и района. Они сражались за мир и трудились во имя мира. Мы гордимся их гражданскими и боевыми подвигами, из которых по крупицам складывалась общая Победа.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

110