Меню
16+

Общественно-политическая газета «Балейская новь»

04.10.2019 12:31 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 78 от 04.10.2019 г.

О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ

Автор: Владимир СТРОМИЛОВ

Годы работы в городе Балее и в Балейской средней школе №6 оставили в моей памяти самые светлые воспоминания. Балей я считаю своей малой родиной, хотя являюсь коренным читинцем.

В школе №6 мне довелось работать с сентября 1979 по сентябрь 1984 года, до момента перехода на работу заведующим Балейским городским отделом народного образования. Первый год в названной школе работал заместителем директора по воспитательной работе, а с сентября 1980 года приступил к работе в должности директора, сменив на этом посту Л. С. Чупрова, ушедшего на пенсию. В то время в школе обучалось более одной тысячи человек, и была отмаховская школа самой большой в городе. Самым многочисленным был и педагогический коллектив.

Совместно с педагогическим коллективом школы на основе сложившихся традиций мы старались внести новое в учебно-воспитательный процесс, совершенствовали работу с детьми. В частности, уделяли большое внимание развитию детского самоуправления. Это во многом способствовало формированию дружного, работоспособного общешкольного коллектива учащихся и коллектива учащихся каждого класса.

В те годы в системе народного образования уделялось большое внимание деятельности школьных ученических комитетов (учкомов). Разные комиссии этого органа детского самоуправления возглавляли наиболее авторитетные учащиеся, а помогали им учителя школы – кураторы комиссий. На руководителя школы была возложена обязанность курировать учком в целом. И, наверное, кто-то из учащихся школы тех лет помнит, как еженедельно в кабинете директора собирались на заседание члены учкома и подводили итоги прошедшей недели, определяли победителей соревнования между классами.

Надо сказать, что соревнование между классами по разным направлениям (трудовая деятельность, участие в разного рода общешкольных мероприятиях и ряду других направлений) проводилось непрерывно и это во многом способствовало повышению активности ребят в школьных общественно-полезных делах, в укреплении дисциплины, в поддержании чистоты и надлежащего внешнего вида учащихся.

Классы-победители соревнования по итогам каждого полугодия премировались дальними туристическими поездками по городам Союза. Так, учащиеся школы побывали в Красноярске и Шушенском, в Иркутске, Волгограде, Москве, Хабаровске, Улан-Удэ. По итогам учебной четверти победители премировались поездками в город Читу. Для детей все поездки были полностью бесплатными. Деньги на их организацию выделялись шефствующим предприятием (шахта «Тасеево»), использовались и средства, заработанные учащимися на уборке урожая картофеля в хозяйствах района, на сборе металлолома.

Система воспитательной работы с учащимися школы строилась на основе трудового, нравственного, физического, эстетического, военно-патриотического воспитания. И эти направления выдерживались.

Так, начало каждого учебного года, как и в каждой балейской школе, начиналось с уборки урожая картофеля в хозяйствах района. Но работа учащихся шестой школы всегда отличалась своей масштабностью, когда, например, на поля совхоза «Балейский» одновременно выходило до семисот учащихся (не принимали участие в этой работе только учащиеся начальной школы), и убрать в течение дня несколько гектаров для них не представляло большого труда. «Одним махом» собирали по несколько раз в учебном году многие тонны металлолома.

Ребята помогали своим классным руководителям в оформлении учебных кабинетов, поддерживали в них чистоту и порядок, а по окончании учебного года проводили в них посильный ремонт. С увлечением работали учащиеся в кабинете швейного дела, в учебных мастерских, где, помимо выполнения учебной программы, изготавливали разные изделия для нужд школы. В кабинете швейного дела под руководством Федотовой Т. М. девочки шили форму для команды туристов на туристические соревнования, форму старшеклассникам для прохождения военных сборов. На уроках технического труда под руководством Муратова В. Н. ремонтировали мебель, изготавливали стенды и планшеты для оформления школы и учебных кабинетов, уборочный инвентарь.

Выпускники восьмых классов по окончании учебного года проходили трудовую практику, участвуя в ремонте школы. Настенное мозаичное панно, расположенное на лестничной площадке второго этажа школы, было оформлено ими в те годы под руководством Т. В. Викуловой.

Наверное, многие учащиеся и учителя школы тех лет помнят, как проводилась военно-спортивная игра «Зарница». Финал этой широкомасштабной игры организовывался в форме военизированной эстафеты, в которой участвовал весь класс – юнармейский отряд. На дистанции в несколько километров (от дороги в аэропорт и до «третьей скалы» на правом берегу речки Голготай), отряд проходил разные этапы: переноска «раненых», преодоление полосы препятствий, стрельба из пневматической винтовки. На последнем этапе отрядные костровые и «повара» готовили обед. Такие игры традиционно проводились в начале марта и превращались в большой военно-спортивный праздник. Организация военно-патриотической работы в школе ложилась на плечи военного руководителя Л. С. Чупрова.

Всегда на высоте была спортивно-массовая работа. Постоянно проводились внутришкольные соревнования. Успешно выступали учащиеся школы на городских соревнованиях по лёгкой атлетике, лыжам, баскетболу и футболу, где добивались призовых мест. Коллективом физической культуры школы руководили Пожидаев В. А. и А. Н. Концарина.

Успешно развивалась туристско-краеведческая работа под руководством Л. М. Стромиловой. Члены туристско-краеведческого кружка посетили многие сёла Балейского, Шелопугинского, Борзинского, Нерчинского районов. Команда юных туристов была неоднократным победителем в районных туристических слётах и призёром областных туристических соревнований.

Юные литераторы школы под руководством М. И. Вертеговой принимали самое активное участие в литературных праздниках в Москве и Ленинграде, где завоёвывали призовые места.

Это только немногие направления интересной и напряжённой школьной жизни, главную роль в которой играл уникальный педагогический коллектив, определение для которого «коллектив единомышленников» будет совершенно справедливым. Всегда говорил, говорю и сейчас, что каждый член педагогического коллектива был талантлив в том или ином направлении педагогической деятельности. Кто-то в методике преподавания своего предмета, кто-то в организации воспитательной работы с детьми. Работали увлечённо, с творческим подъёмом и, думаю, с радостью, как и я сам.

Учителя начальных классов, среди них Алёкминская М. И., Лескова Л. Г., Размахнина А. М., закладывали прочный фундамент для дальнейшего обучения детей в средней школе. Эстафету от начального звена принимали учителя старших классов. Помимо учебной работы каждый из них выполнял обязанности классного руководителя, и вся внеклассная воспитательная работа, работа с родителями ложилась на их плечи.

Помимо преподавательской работы учителя занимались оборудованием учебных кабинетов и классных комнат. Их усилиями были созданы современные, по тем временам, учебные кабинеты по всем предметам, кабинеты швейного дела и домоводства, учебные мастерские, классные комнаты начальных классов. Каждого из членов педагогического коллектива, с кем довелось работать, хорошо помню и глубоко уважаю.

Хотел бы несколько слов сказать о Чупрове Л. С., совершенно необычном человеке. Он был «фанатом» военно-патриотического воспитания школьников. Как учитель истории занимался краеведением, хорошо знал историю города Балея и Балейского района. Был интересным рассказчиком, внештатным корреспондентом газеты «Балейский рабочий». Уже будучи пенсионером, в шестидесятилетнем возрасте он был назначен военруком школы. И, не смотря на свой солидный возраст, стал одним из лучших руководителей военного дела города и района. Его усилиями был оборудован военный кабинет, стрелковый тир в подвале расположенного рядом со школой жилого дома, здесь учились стрельбе из малокалиберной винтовки учащиеся школы, проводились стрелковые соревнования школьников и учителей.

Хорошо помню тех людей, которые по долгу службы обеспечивали тепло и уют в школе. Это заведующие школьным хозяйством Подойницын Р. К. и Сверкунова Т. А., технический персонал школы.

Думаю, что наши труды не прошли даром, и уверен, что учащиеся школы тех лет стали достойными гражданами страны, нашли своё место в жизни, стали полезными обществу людьми.

Всегда с благодарностью вспоминаю своих вышестоящих руководителей: Погодаеву Н. К., заведующую Балейским городским отделом народного образования, Черданцева В. А., заместителя председателя Балейского горисполкома, Терешкову Л. П., секретаря Балейского горкома КПСС, которые оказывали всяческую поддержку в работе, тактично указывали на недостатки и помогали их преодолеть.

С уважением вспоминаю педагогический коллектив школы №4 г. Балея, где начинал свою педагогическую деятельность, руководителей и педагогических работников учреждений образования г. Балея: школ и внешкольных учреждений, детских садов, работников городского отдела образования, с кем пришлось работать, находясь в должности заведующего городским отделом народного образования в те далёкие и, в общем-то, близкие годы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

44