Меню
16+

Общественно-политическая газета «Балейская новь»

01.09.2017 09:16 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 69 от 01.09.2017 г.

РАЗГОВОР НА ДЕТСКУЮ ТЕМУ

Автор: Аягма ВАНЧИКОВА

АЯГМА ВАНЧИКОВА: "САМОЕ ВАЖНОЕ, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА, ЭТО ЗНАТЬ ЕМУ ДАТЬ, ЧТО ВЫ ВСЕГДА ПОДДЕРЖИТЕ ЕГО"

В этом году по инициативе министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и краевой комиссии по делам несовершеннолетних был проведен конкурс среди школьников. Учащиеся 1-11 классов писали письма своим мамам и папам.

Работы оценивало жюри, в состав которого вошли профессиональные психологи. Главной целью конкурса было не столько оценить творческие способности ребят, сколько понять, что же творится в детских сердцах. Полученные письма вскрыли столько проблем и боли, что читать их без слез невозможно.

Мы даже представить себе не могли, насколько детские откровения затронут наши сердца, сколько горьких минут преподнесут нам эти искренние послания. С болью в сердце мы перечитывали письма, в которых дети искренне писали о том, что мы, взрослые, заставляем их испытывать страх, одиночество и обиду. Как часто за суетой своих обычных житейских или профессиональных проблем мы не задумываемся о том, что сейчас, сегодня, в эту минуту и секунду творится в душах наших детей. Повседневные заботы заставляют нас, взрослых, становиться «глухими» и «слепыми» по отношению к самому дорогому – нашим деткам. Часто мы, уставшие и раздражённые, резкими и порой несправедливыми словами, сами того не осознавая, заставляем детей чувствовать обиду, недоверие, замешательство и отчаяние.

Приведем ряд цитат из детских сочинений, которые были опубликованы в сборнике «Письма родителям».

***

«Сегодня на улице пасмурно. Идет дождь, дует ветер. Отложила в сторону свою любимую книгу, задумалась. Вспомнился мне тот апрельский день, когда умер дедушка. И ты вдруг мне призналась, что ты мне и не мама вовсе, а бабушка. А я тебя считала мамой. Ты мне рассказала, что настоящая моя мама  – твоя дочь Лена. Так сложилось, что она отдала меня маленькую тебе, и ты меня растила. А я думала, что Лена моя сестра… Не могу сказать, что во мне что-нибудь изменилось после твоего, бабушка, признания, но на душе так тоскливо. Одним словом, осень…»

***

 «Дорогие мои, незаменимые и бесценные мама и папа! Пишу вам это письмо в надежде, что, читая его, вы уделите мне чуточку своего драгоценного времени! Чтение письма займет у вас немного: минут пять-семь, но это уж точно будет МОЕ время! Предвижу испуг на ваших лицах, когда вы обнаружите мое письмо, увы, вы не оставили мне шансов. С недавних пор тщетно пытаюсь пробиться сквозь вашу бесконечную занятость, проблемы на работе, усталость. Хочу напомнить вам о себе. Я по-прежнему есть в вашей жизни, только теперь я не «зайка», «умничка» и «солнышко», а все больше «взрослая девочка», «самостоятельная личность», «реши сама, что тебе подойдет больше». Я перестала вписываться в жесткий график вашей трудной жизни. Наверное, я чего-то не понимала раньше, но вы были ближе ко мне».

***

 «Дорогая мамочка, я часто говорю с тобой, думаю, что ты меня слышишь, а сегодня мне предложили написать письмо близкому человеку. Как же я сама не догадалась?! Ты всё знаешь, но мне кажется, что не до конца. В моей жизни было много разного плохого, почему-то именно об этом я хочу с тобой поговорить. Ты помнишь, как меня забрали в «Черемушки», когда тебя лишили родительских прав? А я помню, как я ужасно боялась, что это навсегда. Я ждала тебя, папу, но вы не приходили. Потом меня забрали в приемную семью при живых родителях. Прости меня, но мне тогда хотелось, чтобы вы оба умерли, тогда бы мне было не стыдно жить у этих неплохих, но чужих людей».

***

 «Дорогой папа, вот уже два года я пытаюсь забыть тот роковой день… День, когда моя беспечность ушла вместе с твоей жизнью. Я вспоминаю каждый момент, прожитый вместе с тобой, но, честно говоря, воспоминания приносят только жгучую боль…»

***

«На свете много неблагополучных семей. Бывает, что родители в этих семьях очень жестоко обращаются со своими детьми. Меня очень сильно возмущает такое отношение к подрастающему поколению. Я считаю, что любого ребёнка, какой бы он ни был, надо любить. Многие родители в воспитательных целях используют ремень. У меня от одного упоминания о нём появляются мурашки. Бить детей — очень плохой метод. Уверена, что лучше ребёнку всё объяснять словами, а не махать перед его носом ремнём».

***

«Мне очень тяжело об этом говорить, но я все равно скажу. Спасибо тебе, бабушка, что я сейчас здесь, я очень люблю тебя. Спасибо тебе, что я не в детском доме. И огромное спасибо тебе за то, что ты это делаешь! Бабуля, знаешь, мне тяжело, я хочу, чтобы МАМА приходила к нам чаще, я скучаю по ней. Я знаю, от тебя это не зависит, но я хочу. Мне хочется плакать. Мне очень обидно, когда меня спрашивают: «Почему ты живешь с бабушкой? Тебе нравится с ней жить?» Я не хочу отвечать на такие вопросы!!!… От этих вопросов мне становится очень неприятно, плохо...  Я плачу, думая о других детях и о себе, хотя мне и хорошо с бабушкой. Все, я больше не могу писать, иначе я еще сильнее заплачу, как там, в детском доме… Бедные дети!!!»

***

«Знаешь, мама, я очень хорошо помню своё детство, родную семью, где я прожил первые шесть лет своей пока ещё недолгой, но очень насыщенной событиями жизни. Но чаще в доме было весело. Неестественно весело и слишком шумно: менялись компании малознакомых мужчин и женщин, в комнате плавал едкий табачный дым, раздавались пьяные голоса. Забытый всеми, одинокий, порой неумытый и полуголодный, я или прятался где-нибудь в укромном уголке, или вообще убегал из дома. Невыносимой занозой в маленьком моем сердечке сидела обида на тебя шумную, с затуманенными равнодушными глазами и неприятно заплетающимся языком. И моя любовь к тебе заглушалась злостью и стыдом».

***

«Здравствуйте, папа! Непривычно называть это слово, ведь у меня никогда не было отца. Все мои тринадцать лет со мной рядом были мама и бабушка. Мама никогда не рассказывала мне о вас, я боюсь у нее расспрашивать... Папа, мне бы так хотелось, чтобы вы были рядом, чтобы мама была счастливой, и ей не было так тяжело. Я не знаю, что у вас произошло и почему вы с мамой не вместе, но я не вправе осуждать вас за это. Если вы не с нами, то это не значит, что вы плохой человек. Я уже почти взрослая, я бы сумела понять вас и полюбить. Как мне хочется познакомиться с вами, посмотреть на вас, чтобы вы увидели, как я похожа на вас и какая я молодец. В любом случае я бы очень хотела встретиться с вами и принять вас таким, какой вы на самом деле».

***

«Здравствуй, мама! Вот решила написать тебе письмо. Так странно… За окном сгущаются сумерки, на душе муторно и слякотно, также как и на улице. А я украдкой (не знаю почему) пишу письмо самому родному, любимому человеку, который живёт со мной в одной квартире. Как же так случилось, мама, в какой момент мы перестали понимать друг друга?! Да, я могу на бумагу перенести все свои сомнения, переживания, а вот тебе сказать, моя родная, не могу. Но почему так?! Хочется подойти, уткнуться лицом в твоё плечо, вдохнуть до боли знакомый запах, но нет… У тебя всегда работа, работа, младший мой братишка, стирка, папа, бабушка. А где же я?»

ПИСЬМО РОДИТЕЛЯМ

Уважаемые родители, задумайтесь, ведь эти детские строки являются криком о помощи, способом достучаться до взрослых. К таким мыслям приводит снижение значимости семейных ценностей, эмоциональная холодность со стороны близких родственников, в первую очередь, родителей.

Отсутствие внимания к детям и их проблемам, неумение находить контакт с ребенком или нежелание общаться с ним приводят к формированию у детей и подростков своеобразного образа жизни с характерным отклонением поведения: неуверенность в собственных силах, подверженность влиянию деструктивных групп, искажение жизненных ценностей, суицидальные мысли и действия.

И наша общая задача осознать это пока не поздно и приложить все силы, чтобы ребенок был счастлив в настоящем и не терял надежды на свое счастливое будущее.

Будущее наших детей во многом связано с опытом конструктивных детско-родительских отношений. Чем больше и разнообразнее контакты внутри семьи, тем более продуктивным будет в ней процесс развития и становления детей. Семейное воздействие на ребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирования личности и продолжается многие годы непрерывно. Семья как ближайшее социальное окружение ребенка удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении, влияет на интеллектуальное, эмоциональное, речевое, нравственное развитие, определяет вкусы и предпочтения ребенка. Продуктами взаимодействия ребенка с родителями являются образы себя и другого, а также отношения, возникающие между людьми в процессе коммуникации. Таким образом, насколько благоприятно сложатся детско-родительские отношения, настолько эффективно в дальнейшем у ребенка будут складываться отношения в социуме.

Безусловно, мы все понимаем, что жизнь каждой семьи, отношения родителей со своими детьми не всегда могут складываться без шероховатостей, но каждому взрослому человеку, который регулярно взаимодействует с детьми, необходимо помнить, что почти каждый ребенок, который ощущает «осень» в своей душе или ее приближение, так или иначе дает понять окружающим о своем состоянии.

Такими детьми часто руководят двойственные чувства. Они испытывают безнадежность и в то же самое время надеются на понимание, принятие и помощь. Иногда это едва уловимые намеки, часто же признаки «осени» являются легкоузнаваемыми. Поэтому всем нам, уважаемый читатель, важно знать эти «маркеры», на которые заботливый родитель или друг обязательно обратит внимание. Давайте детально остановимся на этом.

Ребенок, который находится в состоянии «осени», часто говорит о своём душевном состоянии. Он или она могут прямо или косвенно намекать и шутить об этом, проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти, упрекать себя в бесполезности, никчемности или вине. У такого ребенка отмечается непреодолимое чувство грусти, отчаяния или гнева. Начинают проявляться бессонница, кошмарные сновидения или повышенная сонливость. Происходит изменение аппетита (может как снижаться, так и повышаться). Ребенок становится замкнутым и отстраняется даже от своих друзей. Такие дети могут иметь страдальческое выражение лица, ходят с опущенной головой, могут предъявлять различные жалобы, что их что-то беспокоит, болит (голова, живот, горло и т. д.), хотя выраженные проблемы со стороны внутренних органов отсутствуют. Внезапно начинают проявляться изменения в поведении и эмоциональном состоянии. Ребенок становится угрюмым, часто конфликтует с родителями и учителями, грубит, кажется, что все делает назло. Забрасывает занятия, бродит по улицам. Может оказаться в асоциальной компании, начать выпивать, однако употребление алкоголя не дает ожидаемого ощущения эйфории.

Страничка ребенка в социальных сетях способна рассказать о нем многое. Необходимо обращать внимание на псевдоним, аватарку, открытость или закрытость аккаунта, группы, в которых состоит ребенок, а также на то, чем наполнена страница: видеозаписи, фотографии и друзья. Если ребенок размещает у себя на странице фразы, иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов, это плохой знак. Необходимо бить тревогу, когда у ребенка появляется необъяснимое желание похудеть, сильная критика в адрес полных людей, выбор черной мрачной одежды, возможно, с символами, ассоциирующимися со смертью, внезапное изменение внешности, появление на теле следов порезов, ожогов и иных признаков членовредительства, необычный сленг в переписке, которым ребенок раньше не пользовался, и т. д.

Если вы обнаружили у своего ребенка хотя бы несколько из вышеперечисленных признаков «осени», стоит забеспокоиться. Не паникуйте и не кричите. Любой конфликт может спровоцировать ребенка на неадекватные действия. Главное  – не выпускайте его из вида, будьте рядом, не давите на него, ищите способы разговорить его и незамедлительно обратитесь с ребенком или же самостоятельно к специалистам (психологам, психотерапевтам). Они подскажут, как действовать в той или иной ситуации.

Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка, это дать ему знать, что вы всегда поддержите его. Сейчас, а не через несколько дней, месяцев или лет, более чем когда-либо ваш ребенок должен знать, что вы его цените, любите и заботитесь о нем. Путь к восстановлению душевного состояния подростка может быть длинным, так что будьте терпеливы.

Уважаемые родители! Мы верим, что приведенные цитаты из детских сочинений наших юных забайкальцев не оставили вас равнодушными, и надеемся, что помогут взглянуть на отношения с собственными детьми по-другому. И помните, что каждый ребенок должен быть счастливым, для этого ему необходимо ежеминутно чувствовать любовь и заботу окружающих, быть уверенным в завтрашнем дне, и тогда в глазах наших детей мы будем видеть не осенний дождь, а блестящую в лучах солнца, зарождающуюся весну!

аягма.jpg(685,8 КБ)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

57