Меню
16+

Общественно-политическая газета «Балейская новь»

29.03.2016 11:34 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 29.03.2016 г.

ДЕНЬ КУЛЬТУРНОГО РАБОТНИКА-2

Автор: Андрей ЗРАЖЕВСКИЙ

1987 год. Флюра КОЛЬЦОВА, Татьяна ДУБИНИНА, Светлана МАРТЫНОВА, баянист Анатолий ВОРОБЬЕВ

Флюра КОЛЬЦОВА и Галина МАЛЫШЕВА на сельской сцене

2. Думы о былом

Как родился культурный праздник на балейской земле, мы рассказали. Беседа идет далее, сегодняшнего дня принципиально не касаемся, только о прошлом.

В те времена далекие, теперь почти былинные, как известно, и солнечные лучи под другим углом падали на забайкальскую топографию, и свет их был более ярким и теплым, снег был нежнее, и Дед Мороз по зиме на окнах рисовал картину не хуже кисти художника Васнецова. Ничего не поделаешь, так всегда, когда речь заходит о былом и прожитом.

Флюра Раисовна Кольцова – коренной балеец, начала свой трудовой путь на культурном фронте в 1972 г. в Ильдикане после Читинского культпросвета, именуемого в народе творческом – кульком. Сразу заведующим клубом, где в помощниках числился один баянист.

Флюра молодая, и время молодое, всё впереди, энергии много. Проявила себя на культурной ильдиканской ниве с лучшей стороны, и тогдашний руководитель культуры Серафима Гула, оценив потенциал молодого специалиста, перевела её в АКБ, что в переводе агиткультурная бригада. Работа очень весёлая, порой выезд в 8 утра, а впереди три-четыре сельхозобъекта, чабанские стоянки, МТФ, где нужно дать концерт для поддержания духа в стиле ударников социалистического соревнования. И весь путь по пыльным колхозным дорогам и возвращение домой порой за полночь. И так иногда три-четыре раза в течение недели.

Наталья Геннадьевна Шумова приехала в горняцкий Балей для познания основ идей мыслителей педагогического труда Макаренко и Сухомлинского в педучилище, дабы впоследствие обучать наше будущее – детей, как там у поэта «тонким перышком в тетрадь, вычислять и умножать».

Педагогические идеи Наталья Геннадьевна успешно освоила, но параллельно приобщилась к обществу культпросветовских товарищей и со студенческой скамьи стала активным участником ранее упомянутой АКБ. Здесь сошлись их пути с Флюрой Раисовной. В итоге она так прикипела к обществу культурных людей, что в итоге вместо педагогической стези выбрала культурную, пройдя всю культурную иерархию, стала главным библиотекарем города и района.

И сегодня мы в её кабинете, и мои собеседники вспоминают отдельные личности и моменты того исторического времени, когда солнце ярче светило.

Мартынова Светлана Саировна, сегодня «Заслуженный работник культуры Читинской области», а тогда активный участник всех конкурсов и концертов и прочих культурных мероприятий. Её талантливый сподвижник и муж Александр, что приехал из Шилки и вместе со своим самобытным юмором и кистью художника осел на балейской земле.

Листаем фотоальбом далее. Терешков Владимир Федорович, талантливый тенор, в восьмидесятые возглавлявший районную культуру, интеллигент, педант. Фото от 1972 года, концерт к 50-летию образования СССР. Владимир Федорович на фоне городского хора, солист на большой сцене ДК «Горняк», выглядит впечатляюще. С ним неизменно вспоминают аккомпаниатора-аккордеониста Эмиля Петровича Пучкова.

Я не знаю, но мои собеседники хорошо помнят талантливого режиссера по театральной части Редколиса Владимира Ильича, творившего на балейских театральных подмостках в период 1981-87 годов. Талантливый и в музыкальном плане, хороший организатор, нашедший во всех цехах комбината добровольных помощников и совместно с ними создал созвездие цеховых хоровых коллективов.

К сожалению, бурные и активные младые годы сказались на здоровье артиста и его уже нет сегодня.

Владимир Микульчик – любитель драматургии и доктор по профессии, поставил в конце 80-х на балейской сцене модную и актуальную пьесу Вавилова  «История с метранпажем», что в переводе на обывательский русский язык, про бытие старшего наборщика типографии. О времени, нравах тот сюжет. Наталья Геннадьевна была среди задействованных главных актеров.

Крапивин Владимир, Зайков Владимир, Воробьев Анатолий, Александр Шпот, Владимир Петерс – все они стояли у истоков в 70-е годы местного ВИА, вокально-инструментального ансамбля, зажигая на сцене и местной танцплощадке в парке.

Вот на фотографии Елена Кузнецова, многолетний руководитель детской музыкальной школы, классический музыкант-пианист, ныне продолжающая свою симфонию в Первомайском.

Библиотекари Валентина Новикова, Тамара Панфилова, Галина Артемьева, Наталья Коренева, Марина Осколкова и многие другие культработники на застывших во времени фотоснимках истории балейской культуры.

Фото большого формата с участниками духового оркестра, без которого в те годы не проходило ни одно торжество и похороны тоже. Руководитель Геннадий Бумажкин, его сотоварищи Герман Нежевец, Александр Хомяков, Тахир Хаматчин, Николай Панов. Все это уже невозвратная история улетевшей мелодии.

Пора прощаться и покидать приветливый книжкин дом и его хозяйку. Пора знать и честь.

Компьютеризация давно пришла в библиотеку, освоили издание буклетов и брошюр местного содержания. Читальный зал, где четверть века назад я также окультуривался посредством прессы и толстых литературных журналов и даже пару раз меня причислили к лику лучших читателей и друзей этого культурного заведения. Знакомые стеллажи с книгами, где-то здесь живут идеи Шопенгауэра и витают мысли Аристотеля и Гегеля, а Заратустра что-то говорит Ницше.

Все почти также, только солнечный свет вроде падал под другим углом преломления сквозь большие библиотечные окна.  А может и нет.

Жизнь продолжается, сегодня на культурной сцене города новые лица нового поколения, которое что-то всё равно сохранило и переняло у предыдущего.

Но, а то, что они создадут и оставят, пусть другие пропоют.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

164