Меню
16+

Общественно-политическая газета «Балейская новь»

03.11.2016 09:29 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 87 от 03.11.2016 г.

МУЗЕЙ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА

Автор: Вера ГАГАРКИНА

Балейский городской краеведческий музей был открыт в 1970 году. За годы своего существования он многократно переводился из одного здания в другое, но не смотря на  испытания и трудности, музей существует, хранит память о событиях и жизни людей, которые создавали  историю города Балея и Балейского района. Сохраняя местные культурно-исторические и естественнонаучные ценности, музей создаёт культурно-образовательную среду, способствует «погружению» посетителей в культуру прошлого, связывая её с ценностями текущего времени. Музей, создав уникальное образовательное  пространство, даёт возможность  почувствовать дыхание времени через предметы, которые когда-то держали в руках наши предки. Наш музей, как живой организм, не только хранит документы, но и располагает памятными вещами, которые особенно интересны детям:  предметами этнографии и быта, естественнонаучными образцами; предметами, пришедшими с войны; экспонатами времен гражданской войны и партизанского движения в Забайкалье. История, о которой молодое поколение знает только по рассказам, становится живой и близкой. 

С момента очередного открытия (18 мая 2016 г.) в музее побывало более семисот посетителей. Детская аудитория — студенты, школьники, воспитанники старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений, является приоритетной категорией музейного обслуживания. Подготовлено и проведено около 60 экскурсий, в том числе обзорные и тематические: «Путешествие по краеведческому музею», «Обзор музейных экспозиций», «Природа нашего края», «Культура Забайкалья. Предметы быта русского народа», «Предметы утвари», «История  Балея», «Предметы старины», «История образования в Балее и Балейском районе», «История золотодобычи в Балее», «Балейская слава», «Творчество ветеранов».

Посещение любого музея — событие в жизни ребёнка. Непосредственное знакомство с природными особенностями края,  историей родного города, подлинными предметами быта народа, несущими на себе отпечаток времени, помнящими тепло рук мастеров, их изготовивших, оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Музейные предметы по-разному воздействуют на посетителей, а именно – удивляют, устрашают, заинтересовывают,  просвещают, веселят, вызывают сочувствие, познавательный интерес, эмоциональный отклик разного рода, желание сохранить, запомнить и т. д., то есть налицо их воспитательный потенциал. Детям мало увидеть изображение на фотографии, услышать его название, им надо соприкоснуться с настоящими предметами старого быта, потрогать их, узнать  функциональное назначение, т. е. видеть его в действии, сравнить с современным аналогом этого предмета. Особую роль играет и сама атмосфера экскурсионной деятельности – доброжелательность, взаимоуважение – это тоже важная сторона воспитания подрастающего поколения. Особенность детского восприятия – усвоение  материала через осязание, которое дополняет и обогащает зрительную информацию. Поэтому возможность потрогать экспонат руками вызывает у ребёнка положительный эмоциональный отклик, а встреча с музеем становится радостью, незабываемым фактом в маленькой  биографии ребенка.  И надо видеть глаза наших современных, неугомонных малышей, когда им позволяют потрогать руками самодельную кружку, тарелочку, ложку, вырезанную из капа. Неописуемый восторг вызывает настоящий черный чугунок,   который  отправляется в русскую печь на ухвате.  Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления таких слов, как: соха, кожемялка, прялка, залавок, ухват, кочерга, ступа, коромысло, валёк, стиральная доска и т. д. Только увиденные своими глазами, использованные в процессе экскурсии вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга, не помогут постичь значения старины, которое так важно понять. В музее все экспонаты ребёнок может внимательно рассмотреть с разных сторон, оценить его внешний вид, форму, материал, из которого он изготовлен. Некоторые предметы разрешается «попробовать» в действии. Например, покачать куклу в колыбельке (зыбке), посидеть за прялкой, «поработать» у печи с ухватом и т. д. Важно обратить внимание детей на подлинность, уникальность экспонатов, на мастерство человека, изготовившего его. Нельзя торопить ребёнка, пусть он рассмотрит предмет. Мы называем эти вещи «говорящими», именно они и «расскажут» о том, как жили люди в старину. Для малыша эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций ребёнок воспринимает пока еще маленький мир,  дает возможность понять окружающим, что он сейчас ощущает. Непосредственный контакт с музейным предметом  приобщает  ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.

И в заключение хочется отметить: музей уникален. Он дает посетителям символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания и  соприкосновения с материальной и духовной культурой страны, побывать в прошлом, познакомиться с настоящим, заглянуть в будущее.  Музей способствует обогащению и закреплению знаний детей о родном городе, его достопримечательностях и памятных местах; формирует  чувства гордости за свой город, любви к прекрасному, способствует воспитанию  уважительного отношения к культурным ценностям, истории своего города.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

65