16+

Общественно-политическая газета «Балейская новь»

Главная / Статьи / ПРЕССА ПОД ПРЕССОМ: КАК ВЫЖИВАЮТ РАЙОННЫЕ ГАЗЕТЫ
12.01.2018 12:37
  • 184

Категории:

ПРЕССА ПОД ПРЕССОМ: КАК ВЫЖИВАЮТ РАЙОННЫЕ ГАЗЕТЫ

Прессе предрекали скорую гибель еще несколько десятилетий назад – мощную конкуренцию ей составили сначала телевизионные СМИ, а потом и всемогущий интернет. Однако газеты и журналы до сих пор издаются и пользуются спросом у своей аудитории, а в некоторых регионах подписка даже растет, несмотря на общероссийскую тенденцию к снижению. Но настоящим бичом для печатных изданий стал экономический кризис, повлекший снижение доходов рекламодателей и населения. Так, в 2017 году всеми известный издательский дом «КоммерсантЪ» отказался от выпуска двух еженедельников – «Власть» и «Деньги». Причина – нерентабельность вследствие отсутствия инвесторов и падения доходов от рекламы.

На территории Забайкальского края пять лет назад с подачи руководства Оловяннинского района была закрыта районная газета «Ленинский путь», не предоставив ничего взамен.

В День печати, который отмечают 13 января все российские журналисты, справедливо задаться вопросом, за счет чего выживают районные газеты и как печатники видят свое будущее.

Нашей районной газете под общим названием «Балейский рабочий» в этом году бы исполнилось 88 лет. В советское время газета выходила три раза в неделю, тираж составлял около 10 тысяч экземпляров. Сейчас «Балейская новь», которой в этом году исполнилось 11 лет, выходит 2 раза в неделю тиражом в полторы тысячи экземпляров.

У нас есть своя аудитория, и мы ей нужны, несмотря на то, что перед самым новым годом в редакцию зашёл посетитель, далёкий от политики, занимающийся своим бизнесом, который без предисловия заявил, что название нашего печатного издания не по душе нашему начальству и бывшему учредителю «Балейского рабочего». Из информации становится ясно, что за спиной «готовится заговор» о смене названия газеты...

Но выжить на условиях самоокупаемости сегодня очень сложно. Мы работаем со многими рекламодателями. Их география широка, если кто-то постоянно отслеживает рекламу. Но при все этом половину нашего бюджета составляют субсидии муниципалитета – мы печатаем документы, решения, постановления местных органов власти и другую официальную информацию.

Финансовая поддержка необходима сегодня всем районным СМИ. Вы где-нибудь видели районную газету, которая выживает за счет собственных доходов? Это к вопросу о независимости прессы. Так складывается история отечественной печати, у газет всегда был учредитель. Она была либо органом коммунистической партии, либо органом администрации района.

Бюджетная поддержка – это нормально, ведь люди имеют право знать о жизни своего района, и им интересна эта информация, а значит, она нужна. Согласитесь, краевые СМИ не будет регулярно писать о жизни одного конкретного района, в основном их интересуют «жареные факты». Наши читатели из сел узнают о жизни в городе, и наоборот. Ведь мы пишем о наших людях и событиях.

Электронную версию имеет каждое из районных изданий. Однако прекращать выход газеты в бумажной версии журналисты пока не собираются.

Во-первых, большая часть наших читателей – это люди старшего поколения. Не у всех из них есть доступ в интернет. Элект-ронный вид нашей газеты не так востребован, хотя и популярен среди молодежи.

Сегодня газета – это живой организм: подписка довольно дорогая, и зачастую люди сами приезжают в редакцию, чтобы купить газету. Они делятся новостями и мнением о прочитанном, хвалят и иногда ругают. Людям нравится брать газету в руки, видеть напечатанные фотографии важных для них мест или событий, поэтому для наших читателей сайт не заменит бумажную версию.

Впрочем, тезис «интернет против печати» не нов. Печатным СМИ начали предрекать закрытие еще после появления телевизоров. Но, как видите, прошло не одно десятилетие, а газеты печатаются, журналы издаются.

Да, в целом у нас падают объемы печати периодических СМИ. Некоторые газеты закрываются, но открываются новые, а значит, потребность в периодике на сегодняшний день есть.

Проанализировав расходную часть, становится видно, что одна из главных статей расходов – коммунальные услуги, полиграфические затраты, в том числе цена на бумагу.

Целлюлозные заводы, к сожалению, регулярно поднимают цену на свою продукцию, соответственно увеличивается и итоговая стоимость печати. До каких пределов будет расти стоимость бумаги, прогнозировать сложно. Сейчас в правительстве России рассматривают варианты поддержки СМИ. Возможно, не обойдут вниманием и этот вопрос. Ведь главное преимущество печатной прессы – более качественная и проверенная информация.

Многие пенсионеры продолжают выписывать периодику, несмотря на постоянно растущие цены на подписку.

Золотые годы печатной прессы, конечно, в прошлом. В советские времена газета «Балейский рабочий» была в каждом доме. И она действительно была единственным источником информации: не было ни телевидения, ни интернета. В 90-е годы все закончилось: людям надо было думать, как выжить, им стало не до чтения газет. Поэтому районным газетам пришлось учиться жить по-новому. Многие издания не смогли приспособиться к новым реалиям, но наша газета выстояла, хотя сменила название. Последние годы мы, как и все общественно-политические, а не рекламные и развлекательные издания, выживаем. Несмотря на высокие рекламные доходы и продажи, нас, безусловно, спасает районная поддержка.

Что мешает развиваться печатным СМИ? Сегодня более 70 процентов от подписной стоимости печатного издания забирает «Почта России» – такого нет ни в одной сфере бизнеса. Но именно такова плата за доставку газет подписчикам. Правда, взятых на себя обязательств по качественной и своевременной доставке почта не выполняет. Нам почти каждый день звонят люди с жалобами: «Мы больше не будем выписывать вашу газету, нам её не носят!» Так мы теряем читателей, которые, кстати, готовы платить немаленькие деньги за газету!

Высокие почтовые тарифы, растущие цены на бумагу и отсутствие налоговых преференций для издателей – решение этих главных проблем могло бы изменить ситуацию в печатной отрасли. И зависит это от воли государства.

Несмотря на вечную борьбу за выживание, оптимизацию и пессимистические прогнозы, редакторы краевых, областных, городских и районных СМИ заявляют: не спешите нас хоронить. Пока тысячи людей хотят получать качественную и достоверную информацию, пока балейцы покупают, выписывают и ждут любимые издания – газеты будут жить, и праздновать День российской печати.

В век интернета успешные печатные СМИ научились жить в виртуальной сети: развивают сайты, активно ведут свои страницы в социальных сетях.

У нас тоже есть сайт нашей газеты. И, как показывает анализ, интернет для нас не враг, а друг. Конечно, какая-то часть читателей бумажной газеты перешла на сайт, но благодаря интернету мы получили совершенно новую аудиторию. Сегодня мы можем точно сказать, что нас читают не только люди старшего возраста, которые выросли с «Балейским рабочим», но и молодежь, и люди среднего возраста.

Про зарплату журналистов и повальную цензуру можно и не говорить. Такой праздник со слезами на глазах.

Автор: Лариса ТРОЕГУБОВА

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

12.01.2018

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх